ВИА "Поющие гитары"
1966-1985 Руководитель ансамбля Анатолий Васильев.
Вокально-инструментальный ансамбль "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" - первый исполнитель биг-бит и рок-музыки на советской профессиональной сцене, ансамбль, давший название популярному песенному жанру "ВИА".
Основатель и руководитель коллектива - Анатолий Николаевич Васильев. Для того чтобы создать собственный музыкальный проект - эстрадный ансамбль типа популярного тогда итальянского вокально-инструментального квартета "Marino Marini", весной 1966 Васильев уходит из ансамбля "Дружба". В ансамбль должны были войти две гитары, электроорган и ритм секция - бас-гитара и ударные. Будущих участников группы Васильев собирал из выпускников ленинградских музыкальных училищ и самодеятельных музыкантов. Но обстоятельства сложились так, что популярный эстрадный певец Анатолий Королев, которого А.Васильев пригласил для участия в новом коллективе, в последний момент отказался уйти из ансамбля "Дружба". Тогда Васильев с остальными близкими ему по духу музыкантами уехал на берег Черного моря на турбазу. Там, за стол и дом, они по вечерам играли на танцах для отдыхающих, а целые дни репетировали непривычную и по тем временам новую в нашей стране музыку с гитарным ритмом "биг-бит". Музыканты,молодые поклонники "Beatles", "Shadows" и "Ventures", учились слаженно петь и играть сложные гитарные партии.
5 ноября 1966 поющие гитаристы представили свою новую программу на одной из молодежных площадок Ленинграда - в Военно-механическом Институте. Сгоревшая во время выступления аппаратура, кричащий и гикающий молодняк... Кое-как концерт доиграли. Однако свежесть аранжировок, звучание электрогитар, электрооргана, новизна репертуара были явным плюсом нового коллектива, и этот первый провал не разуверил музыкантов, показал, что они на верном пути. Доработав программу и аппаратуру, новый коллектив, получивший как-то само собой, совершенно естественным путем название "Поющие гитары", сдал эту программу Художественному Совету и с декабря 1966 начал профессиональную работу в Ленконцерте.
Вот этот первый легендарный состав: Анатолий Васильев (соло-гитара), Владимир Калинин (аккомпанирующая гитара), Евгений Броневицкий (бас-гитара), Лев Вильдавский (фортепиано, электроорган), Олег Мошкович (фортепиано,эл.орган), Сергей Лавровский (ударные) и две певицы - Галя Баранова и Таня Калинина.
Позже на недолгое время в ансамбле появился Ю.Чванов, его сменил Вл.Рубин, тоже на очень короткий срок. В 1968 году в ансамбль пришел, по настойчивому приглашению Е.Броневицкого из "Лесных братьев" Александр Федоров, пришел, чтобы остаться надолго и всерьез, чтобы составить с Евгением уникальный вокальный дуэт. И еще через небольшой срок, в 1969 году, в коллективе появился еще один "звездный" участник, тоже надолго и всерьез, и тоже стал любимцем всей страны - это Валерий Ступаченко.
Программа "Поющих гитар" на том первом этапе состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов, а также песен "Beatles" и других хитов бит-музыки, а сильными сторонами ансамбля были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен.
Песни советских авторов: А.Островского, А.Колкера, М.Таривердиева, А.Бабаджаняна впервые зазвучали с эстрады в аранжировке для инструментального гитарного состава. Так советская песня на эстраде не исполнялась еще никогда. Изменилось сценическое поведение артистов, мизансцены. Привычное ансамблевое пение "плечом к плечу" с одним микрофоном сменилось свободной расстановкой участников - каждый имел свой микрофон, что придавало особую динамику исполнению.
Подбор молодежного репертуара составлял огромную проблему. Союз композиторов о зарождении нового эстрадного жанра в конце 60х мог и не подозревать. Каким-то Постановлением количество авторских работ, то есть песен, написанных участниками ансамбля, для исполнения на концертах было ограничено. Музыкантам ансамбля приходилось адаптироваться - хитрить, делать свои аранжировки на песни советских композиторов, подправлять гармонию... Рассказывают, что один композитор даже не узнал своих сочинений в исполнении "Поющих гитар", но остался вполне доволен - ребята сделали конфетку.
Музыкальные критики тоже оставались довольны, вот что писала "Музыкальная жизнь" в 1968 году:Характерной особенностью аранжировок Анатолия Васильева является стремление максимально насытить фактуру контрапунктирующими линиями. Благодаря этому необычно звучат те песни, к которым мы давно уже привыкли. Тенденции нового заметны в самом принципе формирования репертуара. Из зарубежных песен молодые музыканты выбирают не шлягеры, приносящие легкий успех, а песни гражданского содержания, которые редко звучат с эстрады.
Заслуживают особого упоминания пародийные номера программы - псевдоцыганские напевы, широко бытовавшие в дореволюционное время. Характерные интонации жестокого романса в сочетании с современной гармонизацией и биг-битовыми ритмами создают причудливую атмосферу музыкального шаржа. Совсем по-другому применяются эти ритмы в инструментальной пьесе "Аппачи", основанной на индейских мелодиях. Перед нами развертывается музыкальная фреска, привлекающая разнообразием тембровых красок и виртуозной фактурой. (прим. ред. Стилистика оригинала сохранена :-)
http://popsa.info/bio/015/015b.html |