Краеведы разыскали две подходящие кандидатуры: первая - выдающийся академик-миколог, вторая - купеческий сын, который обустроил магазин у дороги перед этой дачей. Академик Воронин М.С. не подошел, так как умер от воспаления легких до постройки дачи в 1903 году, отличался при жизни скромностью, к тому же уже имел усадьбу «Айрикола» на восточном берегу озера Гладышевское (фин. Vammeljärvi).
Второй Воронин, его полный теска, на финских планах значился лишь владельцем маленького прилегающего участка, который он приобрел в 1912 году у Антти Ранки. Прибрежный же большой участок, где была выстроена дача, в апреле 1897 года купил Анатолий Анатольевич Рейнбот, дав ему соответствующее название – "Толино".
В 1901 году Рейнбот был назначен обер-офицером для особых поручений при канцелярии Финляндского генерал-губернатора. В 1903-м он стал ландс-секретарем Нюландской губернии, неоднократно исправлял должность Нюландского губернатора. В 1905 году его назначили штаб-офицером V класса при Финляндском генерал-губернаторе. В 1905-1906 гг. непродолжительное время (2 месяца) он поработал губернатором Казани.
7 января 1906 году А.А.Рейнбот был назначен московским градоначальником с производством в генерал-майоры. На этом посту он проявил себя неоднозначно. С одной стороны, реформировал и переоснастил полицию Москвы и усилил борьбу с революционерами-«бомбистами». Но с другой стороны, он занимался взяточничеством, вымогательством, присваивал казенные и «благотворительные» деньги, и, по-современному говоря, «крышевал организованную преступность». Через год он был уволен, а в 1911 году состоялся суд.
Такой же неоднозначной была и личная жизнь Анатолия Анатольевича. Первой его женой стала дочь петербургского купца 2-й гильдии Мария Александровна Дехтеринская (1869-1910, Павловск). У них родились два сына. Рейнбот и Дехтеринские купили участки земли в Метсякюля рядом.
Едва став новым московским градоначальником, Рейнбот сразу познакомился (по другим данным, был знаком ранее) с вдовой Саввы Морозова, миллионершей Зинаидой (Зиновией) Григорьевной Морозовой (1867–1947). Подключив «связи», он быстро развелся и почти тайно обвенчался вдали от Москвы 7 августа 1907 года.
Зиновия Григорьевна происходила из семьи купцов-старообрядцев Зиминых. Ее выдали замуж в 17 лет за купца-старообрядца Сергея Викуловича Морозова (1860-1921), но через год она влюбилась в дядю мужа, Савву Тимофеевича Морозова (1862-1905). Развод был оформлен в 1887 году и это был грандиозный скандал в старообрядческой среде. В 1888 году Савва и Зинаида поженились.
10 лет в ее новой семье все было великолепно, пока муж не увлекся социал-демократами и актрисой Андреевой, которые стали выкачивать из него деньги. После (само?)убийства Саввы Морозова наследница миллионов через пару лет вышла замуж за московского градоначальника – А.А.Рейнбота. Он был моложе ее на год. В 1909 году Зинаида приобрела усадьбу Горки, ставшую затем резиденцией В.И.Ленина, откуда потом еще долгое время, до 1949 года, не могли «вытурить» его младшего брата Дмитрия Ульянова.
В мае 1912 года Рейнбот подал прошение внести в родословную книгу Московской губернии его жену и выдать ей документы о дворянстве. В начале Первой мировой войны Анатолий Анатольевич, движимый патриотическими чувствами, вернулся на военную службу, а также подал на Высочайшее имя прошение о смене немецкой фамилии Рейнбот и присвоении ему и жене фамилии его бабушки Надежды Павловны, урожденной Резвой, которое было удовлетворено.
По достаточно достоверным историческим источникам Анатолий Анатольевич Резвой (Рейнбот) был участником Гражданской войны в Добровольческой армии под командованием А.И.Деникина и погиб на фронте в 1920 году. По другим сведениям, восходящим к воспоминаниям некоторых членов семьи, Рейнбот был арестован и расстрелян ЧК в 1918-м.
После революции все имущество Морозовой было национализировано. Зинаида Григорьевна жила в Москве на Староконюшенном переулке до 1924 года, потом перебралась в село Ильинское. Не имея средств к существованию, она была вынуждена продавать немногочисленные вещи и украшения, оставшиеся в ее распоряжении. В конце 1920-х ей была назначена пенсия в 120 рублей, благодаря поддержке В.И.Немировича-Данченко, за вклад ее второго супруга в создание театра.
В годы финляндской независимости особняк Рейнбота и несколько соседних был передан Теософскому обществу. В послевоенные годы здесь в деревянных строениях, в устье Черной речки открылась первая северная здравница для детей с заболеваниями органов дыхания. В 1958 году дача отошла построенному рядом кардиологическому санаторию «Черная речка», где разместились административные службы. В начале 1990-х она сгорела и сейчас на ее месте разбита детская площадка, где резвится новое поколение. |