"Потомок дворянского рода, сын последнего директора императорских театров Владимира Теляковского художник попал под волну сталинских репрессий и был выслан в Казахстан.
В Ленинграде сценограф оказался к месту. В 1934 году открылся Театр оперы и балета, а после войны начал работу ТЮЗ, созданный Наталией Сац. В двух этих коллективах художник раскрыл свое дарование.
«Квалифицированных исполнителей там никогда не хватало, а во время войны их совсем не было. И Всеволод Владимирович сам строгал, лепил, клеил, сколачивал, прописывал холсты, все сам, сам! Он так управлялся с рубанком и лобзиком, что его мастерству позавидовали бы настоящие столяры», – писал в очерке «Теляковский – театральный художник» Юрий Домбровский, который тесно общался со сценографом.
Однако во время работы художник столкнулся с серьезной проблемой – дефицитом литературы, посвященной сценографии. Он решил исправить эту ситуацию.
«И с 1940-х годов Теляковский начал делать зарисовки театральных костюмов, чтобы потом издать их и сделать учебным пособием. Он ничего не выдумывал, исследовал произведения западноевропейских, русских, казахстанских художников, анализировал их и затем приступал к работе над эскизами», – рассказывает исследователь творчества Теляковского, руководитель центра классического зарубежного искусства ГМИ имени А. Кастеева Галина Сырлыбаева.
В итоге у сценографа собралась весомая коллекция эскизов.
«На каждом листе нарисовано от пяти до восьми персонажей в костюмах, объединенных одной эпохой, одной страной, там представлены и военные костюмы, и наряды различных сословий», – подчеркнула Сырлыбаева. Так сложились обстоятельства, что коллекция стала «путешественницей», причем перемещалась она всякий раз по одному и тому же маршруту.
«После выхода на пенсию, в 1961 году, Теляковский вернулся в Ленинград. Он забрал рисунки с собой в надежде на то, что опубликует их в Питере. Но художник не успел осуществить задуманное, он скоропостижно скончался через два года. Его первая наследница, сестра жены Мария Николаева вернула работы в Алма-Ату, так как наше Министерство культуры издало приказ о публикации работ», – рассказывает искусствовед. Подготовкой к изданию занялась соратница Теляковского, алмаатинский художник питерского происхождения Регина Великанова.
«Но по семейным обстоятельствам она не смогла завершить эту работу. В итоге зарисовки пятью бандеролями вернулись назад, в Питер, где они были переданы в Театральную библиотеку. Там и хранятся по сей день», – говорит Сырлыбаева.
В Петербурге десятилетиями работы Теляковского недвижно лежали на библиотечной полке.
«Дело в том, что в Питере о судьбе сына директора императорских театров, который внезапно исчез из города, не было известно ничего. Да и мало кто интересовался его биографией, ведь в Ленинграде до ссылки в Казахстан он не занимал должности главного художника, был рядовым сценографом», – отметила искусствовед.
В Алма-Ате же все обстояло иначе. Он, как профессионал, занимал ведущие позиции в Театре оперы и балета, а затем и в ТЮЗе".
Юрий Каштелюк |