Этот тихий поселок до начала ХХ века назывался Хирвисуо. В 1901 году там построили платформу железной дороги, ведущей из Санкт-Петербурга в Выборг, и назвали ее Келломяки (Колокольная горка). Как свидетельствует предание, название связано с медным колоколом, который где-то в этих местах давал сигналы к началу и окончанию работы строителям железнодорожного полотна. Появление платформы между соседними Куоккалой (Репино) и Терийоками (Зеленогорском) стимулировало приток дачников, и поселок Келломяки стал стремительно разрастаться.
С 1948 года он называется Комарово — в честь известного советского ботаника В. Л. Комарова, чей бюст установлен неподалеку от одноименной железнодорожной станции. Это место обладает особой аурой, здесь даже микроклимат свой — не такой как в Репино и Зеленогорске. Комарово расположено на взгорке, поэтому там всегда сухо, воздух свежее и чище, чем вокруг, а главное — практически нет комаров!
Но прославил поселок не только академик Комаров — тут живали дачники гораздо более именитые…
Здесь была, к примеру, летняя резиденция известнейшего ювелира Карла Фаберже, а на даче Юхневича частенько гостила Матильда Кшесинская. Вообще до революции в Комарово насчитывалось свыше четырехсот дач, принадлежавших особам из высшего петербургского света. Многие постройки отличались затейливой архитектурой: высокие фигурные крыши, просторные веранды с разноцветными стеклами, резные наличники, жестяные узорчатые коньки и флюгеры. Преобладали строения, рубленные из смолистых сосновых бревен, но для служебных построек использовался прочный финский бетон. При этом мотивы северного модерна причудливо сочетались с элементами русского стиля. К сожалению, после отделения Финляндии практически половина этих дач была продана новым владельцам — финнам, которые разбирали дома и перевозили их в пригороды Хельсинки. Часть домов была уничтожена во время финской войны, так что ознакомиться с былым архитектурным великолепием Келломяк можно разве что по старым фотографиям.
В настоящее время Комарово ассоциируется прежде всего с именем Анны Ахматовой, похороненной в Комаровском некрополе. Автобусы с туристами, свернув на Озерную улицу, как правило, делают остановку возле дач Литературного фонда, в одной из которых в 50–60-е годы жила и поэтесса. В сравнении с возвышающимися неподалеку современными коттеджами ее дощатый домик выглядит более чем скромно, однако тысячам людей он гораздо интереснее, нежели шедевры новорусского зодчества. Ахматова жила бедно, но иногда принимала гостей. К ней приезжали Иосиф Бродский, Василий Аксенов, Андрей Битов — в то время начинающие литераторы, а ныне классики современности. Одно время ахматовская «будка» (так называла свой домик Анна Андреевна) пребывала не в лучшем состоянии, однако три года назад по инициативе местной администрации дачу капитально отремонтировали, и за ее судьбу теперь можно не беспокоиться.
Дача другого, не менее знаменитого нашего земляка — композитора Дмитрия Шостаковича располагалась по другую сторону шоссе. В былые времена двухэтажный деревянный дом встречал многочисленных гостей, известных представителей творческой интеллигенции. Впрочем, гениальный композитор предпочитал проводить время в уединении, и место к тому располагало. Дом стоял в низине, так что шума от шоссе в нем практически не было слышно. Обширный участок обрамляют вековые деревья, и даже в солнечную погоду здесь царит полумрак. Как известно, сын композитора Максим Шостакович, тоже музыкант, эмигрировал еще в начале восьмидесятых годов, но дача осталась во владении родственников. Однако старый дом снесен, и на участке возведены современные постройки.
Передано по наследству и дачное владение всемирно известного академика и нобелевского лауреата Ивана Павлова. Получив ту самую премию, академик приобрел на собственные средства довольно обширный участок и выстроил дом, сохранившийся и по сию пору. Время, конечно, затронуло дачу, но живущие там потомки знаменитого физиолога по мере возможности поддерживают дом в порядке, не позволяя ему ветшать. Хотя, надо сказать, попасть за ограждение и что-то разузнать об основателе теории условных рефлексов не так просто: родственники Ивана Петровича неохотно принимают гостей.
Увы, ряд дач именитостей уже поменяли владельцев. Кто не помнит Александра Невского или Ивана Грозного в исполнении гениального Николая Черкасова? Но мало кто знает, что актер тоже отдыхал летом в Комарово на своей даче. Очень большой участок, более гектара, расположен на углу Кавалерийской улицы и Большого проспекта и зарос высокими деревьями, среди которых проглядывает внушительный дом, принадлежащий… Впрочем, как принято теперь говорить, это коммерческая тайна. Родственники великого актера продали дачу частным лицам, и те модернизируют старые постройки, а также возводят новые.
Из знаменитых комаровских дачников менее всего повезло известному французскому семейству Рено — тем самым Рено, что основали успешное автомобильное производство, прославив фамилию на весь мир. Однако в Комарово к автомобильным магнатам отнеслись без должного уважения — так называемая вилла Рено давно уже пришла в запустение: постройки зияют оконными проемами без стекол, кованый забор ржавеет, а в позапрошлом году одно из деревянных зданий сгорело.
На Большом проспекте располагалась дача композитора Соловьева-Седого, именно здесь написавшего «Подмосковные вечера». В Комарово жил писатель Юрий Герман, а его сын, маститый кинорежиссер Алексей Герман, учился в местной школе. С 1949 года дачу Германов на Морской улице занял драматург Евгений Шварц, написавший в этом доме «Обыкновенное чудо» и сценарий фильма «Дон Кихот». Причем режиссер фильма о «рыцаре печального образа» Григорий Козинцев, создавший и бесподобного «Гамлета», также имел дачу тут же, в поселке. Кроме того, в Комарово частенько отдыхал на своей «фазенде» главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов, а в Доме творчества Союза театральных деятелей едва ли не каждый год гостила великая актриса Фаина Раневская, к слову сказать, регулярно навещавшая в «будке» свою подругу Анну Ахматову.
Серьезная концентрация знаменитостей в Комарово обнаруживается в так называемом кооперативе «Ученый», что рядом с вышеупомянутой дачей Шостаковича. Этот дачный конгломерат представляет собой две линейки сблокированных коттеджей: деревянные дома примыкают друг к другу стенами, перед каждым небольшой палисадник — в общем, было выстроено что-то довольно нетипичное для нас, по финскому, что ли, образцу. В этом кооперативе, в частности, много лет жил академик Дмитрий Лихачев, а сейчас там частенько задерживается директор Эрмитажа академик Михаил Пиотровский. Среди нынешних постоянных жителей поселка Комарово можно отметить нобелевского лауреата Жореса Алферова, известного писателя Даниила Гранина, а также музыканта редкого дарования Олега Каравайчука.
Ну и конечно, нельзя не сказать о Комаровском кладбище, где покоится не только Ахматова. Здесь могилы известных академиков, писателей, актеров, музыкантов, художников. Выдающиеся имена: академик Лихачев, художник Альтман, балерина Вечеслова, музыкант Курехин…
Некрополь, надо признать, поддерживается в достойном состоянии, не в пример поселку в целом. Многие дачи, представляющие безусловную архитектурную ценность, вроде виллы Рено, полуразрушены, и никто не занимается их восстановлением. Если же и ведется какое-то строительство, то бездумно: ни с того ни с сего в одном месте поднимается к небу чудовищный особняк, а в другом возникает целый коттеджный городок, в котором будут жить наши конституционные судьи… |