Некоммерческое электронное интернет-издательство Финский залив (Sinus Finnicus - Gulf Of Finland - Suomenlahti)
SF. Как дайверы ищут в Финском заливе затонувшие корабли и подлодки
Sinus Finnicus News  //  История
This place on various maps
Финский залив
Как дайверы ищут в Финском заливе затонувшие корабли и подлодки


На дне Финского залива у острова Большой Тютерс водолазы экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружили две советские подводные лодки

WikiMap City-Map
В годы Великой Отечественной войны они пытались прорваться из Финского залива в Балтику и подорвались на немецких минах. После взрыва члены экипажа какое-то время еще были живы и даже пытались выбраться наружу. Это не удалось никому.

Разница в полгода и 500 метров

— Это большая удача — найти сразу две лодки за одну экспедицию, — признается дайвер Константин Богданов. Вот уже 12 лет он участвует в поиске затонувших судов и является руководителем экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». — В некотором смысле нам повезло. Подлодки лежали рядом, примерно в 500 метрах друг от друга. Одна — последняя лодка, вышедшая в Финский залив в 1942 году, другая —

первая, отправленная на его форсирование в 1943-м. Так что между ними разница примерно в полгода и расстояние 500 метров.

В 1942 году между островами Гогланд и Большой Тютерс немцы поставили минное заграждение «Зееигель». Шесть тысяч мин стояли на пути наших кораблей и подлодок из Ленинграда в Балтику. Преодолеть «Зееигель» и пытались подводные лодки Щ-406 и Щ-320.

— Щ-320 встретилась сразу с двумя минами. В некотором роде это уникальная ситуация, — рассказывает Константин Богданов. — Сначала подлодка зацепила одну мину правым боком. Но взрыва не последовало. Эта несработавшая мина, кстати, и сейчас лежит на дне Финского залива рядом с Щ-320. Пытаясь, видимо, освободиться, лодка зацепила уже вторую мину по левому борту. И та, коснувшись корпуса, взорвалась.

Командир Щ-320 Иван Вишневский любил говорить, что главным качеством подводника должно быть умение сохранять спокойствие в любых обстоятельствах. Видимо, его моряки хорошо усвоили урок. Находясь на глубине примерно 50 метров, они методично старались выбраться из погибающей подлодки.

— По нашему предположению, оставшиеся в живых члены экипажа пытались выйти наружу через носовой торпедный аппарат. Об этом свидетельствует почти выдвинутая торпеда, она торчит на корпусе. Но в какой-то момент, видимо, что-то заклинило. И попытка не удалась...

Командир другой подлодки Щ-406 — коренной ленинградец Евгений Осипов — знал Финский залив не хуже своего родного города. Уже дважды его субмарина проходила сквозь «Зееигель». Например, летом 1942 года Щ-406 проползла под заграждением, брюхом прижимаясь ко дну. Выйдя из Финского залива, подлодка тогда потопила пять вражеских судов в Аландском море. А в октябре 1942 года, снова прорвавшись в Балтику, уничтожила еще три немецких транспорта в Гданьской бухте.

В конце мая Щ-406 вышла в очередной боевой поход и подорвалась на мине. Морякам почти удалось тогда спастись: они открыли рубочный люк и приоткрыли кормовой аварийный люк. Это значит, что кто-то выбрался из подлодки. Но вскоре все равно погиб из-за декомпрессионной болезни или переохлаждения.

Через некоторое время к острову Кристисаари прибило тело моряка в спасательном оборудовании. Скорее всего, это был один из членов экипажа Щ-406. Его похоронили на острове.

Братские могилы на дне залива

Свое первое погружение Константин Богданов сделал в 2002 году в Крыму. Ему понравилось. Сначала он просто в течение нескольких лет наблюдал вместе с другими дайверами за подводной жизнью, потом захотелось большего.

— В канун 9 Мая люди традиционно вспоминают погибших солдат, возлагают венки, проводят перезахоронения, — говорит дайвер. — Но все это проходит на земле. Тем, кто погиб на боевых кораблях, почестей зачастую не отдают. Многие до сих пор числятся пропавшими без вести. Они лежат в братских могилах, скрытых от людских глаз морской водой. Однажды мы с друзьями-дайверами подумали: а что мы можем сделать, чтобы изменить эту ситуацию? Так и родилась экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы». Пытаемся обнаружить места гибели советских кораблей и подлодок, идентифицировать погибших и отдать им дань памяти.

Команда для участия в экспедиции собралась быстро. У каждого из 15 человек — свои обязанности. Сначала историки (например, в команде есть известный писатель, кандидат исторических наук, полковник Мирослав Морозов), опираясь на архивные данные, вычисляют наиболее вероятные маршруты следования подлодок, а потом пытаются локализовать квадрат, в котором они погибли. После этого команда на арендованном судне выходит в море. Там в дело вступает начальник лаборатории НИИ приборостроения имени Тихомирова Евгений Тутынин. С помощью гидролокаторов серии «Неман» он определяет, где именно на выбранном участке может находиться погибшее судно. И только после этого дайверы спускаются на дно.

Первое судно участники экспедиции нашли в Новороссийской бухте в 2007 году. Это был катер типа «Морской охотник». Такие небольшие и быстроходные судна в годы войны охраняли транспорт, несли вахту в море, вывозили раненых и солдат, высаживали десанты и даже уничтожали немецкие подводные лодки. «Охотники» были очень живучи. Случалось, они приходили «домой» даже с оторванным носом. Но были и те, кто не возвращался. Один из таких катеров и нашла команда Константина Богданова. На «охотнике» обнаружили ящик с судовыми документами. Их быстро доставили в Москву, где реставраторы примерно неделю восстанавливали листы и пытались из обрывков записей составить осмысленный текст.

— По восстановленным бумагам выяснили номер катера, фамилию командира, — говорит Богданов. — Через некоторое время отозвался его сын. Мы приехали к нему домой и показали фрагмент судового журнала, на котором очень хорошо была видна подпись его отца. Тогда сын принес хранившуюся в семье бумагу, на которой его отец еще в мирной жизни что-то написал. Мы соединили эти две подписи. Они были идентичны. Трудно передать эмоции, которые захлестнули и нас, и сына.

С тех пор экспедиция обнаружила 12 подлодок и немало кораблей. Сколько — не знает даже Константин Богданов, говорит, «уже сбился со счету». Но одно судно — броненосный крейсер «Паллада», погибший в сентябре 1914 года, — все члены экспедиции запомнили очень хорошо. Его потопила немецкая подлодка U-26. Считается, что это произошло из-за беспечности капитана «Паллады» Сергея Магнуса. Он отпустил эсминцы охранения и шел строго по прямой на сравнительно небольшой скорости. В общем, отличная мишень для подлодки U-26 и ее капитана Фон Боркхейма. Немецкие торпеды попали точно в центр «Паллады». Крейсер разорвало на две части, обе вместе с командой затонули в течение нескольких минут. На поверхности остались только обломки да корабельная икона, которая сейчас хранится в Морском музее. Только в 2014 году «Палладу» обнаружили в западной части Финского залива дайверы из «Поклона кораблям Великой Победы» и их финские коллеги.

Послание на тот свет

Ни «Палладу», ни другие найденные суда члены экспедиции не поднимают на поверхность.

— Во-первых, это большие деньги, а во-вторых, в этом нет никакого смысла, — считает дайвер. — Тела моряков уже упокоились на дне корпуса подлодки, и мы не хотим их тревожить. Мы даже стараемся не открывать лодку, не лезть в отсеки. Ведь в этом случае всегда есть риск, что случится ЧП и кто-то из наших ребят там останется навсегда. Есть и еще одна причина: условия в Финском заливе таковы, что лодки начинают быстро разрушаться. Очень мало шансов поднять их на поверхность в целом виде. Но даже если это удастся, какая судьба ждет героическое судно? Стоять на берегу и ржаветь?

На дне возле затонувшего корабля или подлодки дайверы находятся около 40 минут. Этого времени достаточно, чтобы сделать фото- и видеосъемку, определить обстоятельства гибели судна и прикрепить к его корпусу памятные таблички со списком экипажа и номером лодки. Уже потом места гибели кораблей и подлодок наносят на все карты как братские могилы советских моряков.

— Уже второй год подряд командование Западного военного округа выделяет мемориальный корабль, который вместе с нами идет к месту гибели лодок, — рассказывает Константин Богданов. — Салютная команда отдает воинские почести и спускает венок на воду. А священники молятся о каждом погибшем члене экипажа. Это очень волнительный момент. Ты будто рассказываешь воинам, что они погибли не зря, что война закончилась, Советский Союз победил, что мы — потомки — все-таки нашли их и нет больше пропавших без вести.

Катерина Кузнецова

©  spb.mk.ru

http://spb.mk.ru/articles/2017/05/22/kak-dayvery-ishhut-v-finskom-zalive-zatonuvshie-korabli-i-podlodki.html
Другие материалы рубрики
История
  А. Н. Бенуа о даче в Черной Речке
Источник: Бенуа А. Н. Мои воспоминания. - М.: Наука, 1980.
  «Орленок»
Песня, написанная на идиш, стала гимном советской пионерии и трагическим предзнаменованием для автора
  Павловский дворец. Открытие захоронения скульптуры в подвале дворца (1944).
"...Нацистская официальная доктрина предписывала: ничто из того, что находится в СССР, не имеет ценности. Разрушать, уничтожать можно было все. Чем и занимались оккупанты.
  Шахматная партия Красная Армия - Красный флот
20 июля 1924 года на Дворцовой площади (пл. Урицкого) в Ленинграде разыграли партию Красная Армия (черные) и Красный флот (белые). Брусчатку расчертили на 64 квадрата, по которым двигались живые фигуры — матросы и пехотинцы, короли со знаменами, королевы в сарафанах, всадники, артиллеристы с пушками. Играли шахматисты Илья Рабинович и Петр Романовский.
  Фонтаны Царскосельской дороги
В царствование императора Александра I вдоль Царскосельской дороги соорудили пять фонтанов с гранитными монументами разных форм и гранитными при них чашами для разбора воды:
  Большой Готторпский глобус
Чудо-глобус с первым в истории планетарием и небесной сферой Коперника
  Россия и русские, или путешествие в Петербург и Москву через Курляндию и Ливонию
Russia and the Russians Or A Journey to St.Petersburg and Moscow Through Courland and Livonia Leitch Ritchie Philadelphia 1836
  Наполеон Газ
1925 / Napoleon Gas
  Матильда
Документальный фильм о Матильде Кшесинской с использованием уникальных кинокадров 1912-1914 гг. режиссер Лиза Ховинхеймо. 1993 год.
  Старый Сайменский канал
St.Petersburg Actual News




Sinus Finnicus News
Издательство
Original Guide
Art Gallery
Фотографии
Photo.Haiku.Club
LenTube
Local.Cousine.Club
Retro.Music.Club
Modern.Art.Club
Известные люди
Bay.Poetry.Club
Маяки
St. Petersburg
WikiW.info
Cinema.Family.Club
Leonid Andreyev Club
   Authors
AN-Piter Photo, SPb
City Map, SPb
Maria Gusev, USA
Zagreba
yugusev
Karelia
Элегия
Natella Speranskaja
Yurii Zeel, Tallinn
Alexsandra Lindprii
Tietta.News
Andreieff Simon
Настя_Тикк@Photosight.ru
yugusev@Photosight.ru
sinusfinnicus@Photosight.ru
Sinus Finnicus
РоманыЧ, СПб
Мария Краева, СПб
Roza Berger, USA, NJ
Sima Ginzburg, USA, MD
Locations of visitors to this page


©   2008-2021 sinusfinnicus.ru ъМДЕЙЯ.лЕРПХЙЮ