Hanky Panky Take 1:
(No, I`m not gonna sing this song
"DO IT DO IT"
I don`t care who wrote it, No
"YA"
Alright)
My baby does the hanky panky
My baby does the hanky panky
My baby does the hanky panky
My baby does the hanky panky
My baby does the hanky panky
(Hey, What`s the words to the next verse?)
My baby does the hanky panky
My hanky does my baby baby
My baby does my hanky hanky
My baby does my baby baby
My baby does the hanky panky
(Oh I don`t believe it)
I saw her walking on down the line
You know I saw her for the very first time
A pretty little girl standing all alone
Hey, pretty baby, can I take you home
I never saw her, never ever saw her
(Oh here we go again)
My baby does the hanky panky
My baby does the hanky panky
(what is that?)
My baby does the hanky panky
My baby does the hanky panky
I said, my baby she does the hanky panky
(Can you tell me what the hanky panky is?)
I saw her walking on down the line
(Yes I did)
You know I saw her for the very first time
A pretty little girl standing all alone
Hey, pretty baby, can I take you home
I never saw her, never ever saw her
(Oh goodness)
I said ah, My baby does the hanky panky
My baby she does the hanky panky, now
My baby does my hanky panky
My hanky does my panky baby
My hanky she does the hanky panky
My baby she does the hanky panky
My baby she does the hanky panky
My baby does the hanky panky
My baby does the hanky panky
Нил Даймонд родился в Бруклине, Нью-Йорке в семье Роз и Акибы «Кивы» Даймондов (англ. Rose, Akeeba `Kieve` Diamond), еврейской супружеской пары, эмигрировавшей из Польши. Четыре года спустя семья переехала в Вайоминг, где Кив Даймонд проходил службу в американских вооруженных силах. В 1956 году, когда Нил учился в школе, семья переехала на Брайтон-Бич в Бруклин.
Нил пел в одном школьном хоре с Барброй Стрейзанд, с которой много лет спустя запишет дуэтом один из своих самых крупных хитов, «You Don’t Bring Me Flowers» (1-е место в США, 1977). В старших классах выступал вместе с одноклассником Джеком Паркером с рок-н-ролльными концертами по образу и подобию братьев Эверли. На свой шестнадцатый день рождения Нил получил в подарок гитару: этот подарок изменил всю его жизнь — он начал брать уроки игры, писать песни и с этих пор — заниматься одной только музыкой. Вскоре юный Даймонд написал свою первую песню, которая называлась «Hear Them Bells» и была посвящена любимой девушке. В тот момент мысли о возможности записать композицию у автора не появилось, но много лет спустя песня была записана и вошла в его репертуар. В восемнадцатилетнем возрасте Даймонд написал «Blue Destiny»: эту песню он уже рассматривал как готовый хит, но — прошло восемь лет, прежде чем эта идея оказалась осуществленной.
В июне 1958 года Даймонд окончил школу Авраама Линкольна (Abraham Lincoln High School) и той же осенью поступил в Нью-Йоркский университет. Музыка, однако, оставалась для него главным приоритетом: за полгода до окончания Даймонд покинул университет и поступил на должность штатного автора-песенника в одну из издательских компаний, где стал получать по 35 долларов в месяц. В начале 1960-х годов Даймонд начал выступать с Джеком Паркером в дуэте под названием Neil & Jack. Они подписали издательский контракт с компанией Allied Entertainment Corporation of America и контракт на выпуск пластинок — с ее крылом, Duel Records. Два сингла, «You Are My Love» (1960) и «I’m Afraid» (1961), успеха не имели, и дуэт распался. В 1962 году Даймонд подписал сольный записывающий контракт с Columbia Records; первый его сингл «At Night», однако, оказался провальным.
Настоящий успех пришел к Даймонду в 1967 году, когда написанная им песня «I’m a Believer» стала бестселлером в исполнении The Monkees и провела семь недель на вершине национальных чартов продаж. С этого момента Даймонд становится одной из ключевых фигур зарождавшегося движения «автора-исполнителей» и неизменным участником хит-парадов. Особенным успехом пользовалась вдохновленная дочерью президента Каролиной Кеннеди песня «Sweet Caroline» — ее включили в свой репертуар такие величины, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра и Бобби Уомак.
В 1976 году Даймонд принял, наряду с другими именитыми музыкантами его поколения, участие в прощальном концерте The Band, который был запечатлен на пленку Мартином Скорсезе и вышел на широкий экран под названием «Последний вальс».
Падение популярности
В 1980-х годах карьера Даймонда, как и многих других «авторов-исполнителей» рубежа 1960-х и 1970-х, пошла на спад. Переломной в карьере можно считать заглавную роль в ремейке «Певца джаза» (1980) Эла Джолсона , в котором его партнером выступил сам сэр Лоуренс Оливье, — эта работа вошла в историю тем, что взяла самую первую анти-кинопремию «Золотая малина» в номинации «худшая мужская роль».
Про Даймонда вспомнили в 1994 году, когда близкая к оригиналу кавер-версия его классического хита «Girl, You`ll Be a Woman Soon» (1967) прозвучала в «Криминальном чтиве» Тарантино. Ранее подобным образом дело обстояло и с даймондовской «Red Red Wine», достигшей вершины чартов по обе стороны океана в кавер-версии группы UB40.
Новый взлет
Новый всплеск популярности Даймонда был связан с выходом в 2005 году его студийного альбома «12 Songs», спродюсированного модным Риком Рубином и достигшего 4-го места в национальных чартах. К записи диска был привлечен и Брайан Уилсон — основатель и идеолог группы The Beach Boys.
Следующая совместная работа 67-летнего Даймонда и продюсера Рубина, альбом «Home Before Dark», впервые за всю его 48-летнюю карьеру в музыке дебютировал (в мае 2008 года) на первой строчке как Billboard 200 в США, так и официального альбомного чарта Великобритании. Тем самым Даймонд побил рекорд, установленный в 2005 году Бобом Диланом, и стал самым возрастным исполнителем, когда-либо возглавлявшим список продаж альбомов в США. |