Единственное в мире промышленное предприятие по добыче янтаря (открытым способом в карьерах сильной водяной струей размывают янтареносную т. н. «голубую землю») находится в поселке Янтарном Калининградской области России. Залежи янтаря в Калининградской области составляют не менее 90% от мировых.
Происхождение слова янтарь
Древнерусское — ентарь.
В древнерусском языке слово «янтарь» (в форме «ентарь») пришло в начале XVI века (упоминается в летописи 1562 г.) «Старо-русское, следовательно, славянское обозначение — Gentator, отсюда идет литовское — Gintaras и русское — янтарь». Считается также, что русское слово заимствовано из литовского, так как литовские племена обычно проживали у янтарных берегов, а русские — очень редко.
Возможно заимствовано из тюркского «янып тора» — в значении «как будто горит».
Использование янтаря в древнем мире
С незапамятных времен люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Еще римский ученый Плиний Старший (23—79 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от болезней простаты и душевных расстройств.
Церковный реформатор Мартин Лютер верил, что янтарь защищает от образования камней в почках, и всегда носил в кармане кусок окаменелой смолы. Одна из медицинских рекомендаций 1680 года гласила: «Полоскание, приготовленное из янтаря, помогает от закупорок в голове». Если смешать растертый янтарь с медом и розовым маслом, получится эффективное средство от глазных болезней. В те времена, когда стекло еще не умели делать достаточно прозрачным, из шлифованного янтаря изготавливали очки и лупы.
«Boernstein», «горящий камень», — так на древне-немецком языке назывался янтарь в XIII веке. Считалось, что дым подожженного янтаря не только снимает боли в сердце и помогает при ревматизме, но и может служить заменителем фимиама. Не случайно бранденбургско-прусские короли в XVII веке присвоили себе монопольное право собирать ценный дар природы. Жителям побережья это было строжайшим образом запрещено — под страхом тюрьмы и даже смерти! А уже в тридцатые годы XX века биохимикам удалось выделить янтарную кислоту — вещество, являющееся неспецифическим биостимулятором и обладающее противовоспалительным и противострессовым действием, благотворно влияющее на работу почек и кишечника.
Использование янтаря в современном искусстве
Янтарь издревле применялся для изготовления всевозможных украшений и предметов быта. Из янтаря делали не только носимые украшения, но практичные предметы, такие как портсигары, пепельницы, шкатулки, ларцы и даже часы. После Второй мировой войны секреты мастерства создания крупных янтарных изделий в большинстве своем были утрачены. Возрождение этих традиций в прибалтийских странах пошло разными путями.Так же и в России образовались различные художественные направления. Их условно можно разделить на две "школы" - санкт-петербургская и калининградская. Последняя появилась, как результат многолетней самостоятельной практической работы с янтарем, где прежде всего ценится естественная красота солнечного камня.
Разновидности янтаря
Сукцинит — наиболее известный и характерный из видов ископаемых смол, именуемых янтарями в узком смысле слова. (составляющий 98 % всего балтийского янтаря).
Геданит — восково-желтого цвета
Глессит — бурого цвета, непрозрачный
Стантиенит — черного цвета, очень хрупкий
Боккерит — темный, непрозрачный, упругий
Знатоки различают около двухсот пятидесяти разновидностей янтаря, от «морского» до «земляного», который находят на Янтарном берегу. Прозрачные («чистые») и матовые самородки сортируют, для того чтобы выявить так называемые «бастарды», сочетающие в себе оба этих свойства. О водянисто-прозрачных говорят, что они «цвета льда», беловато-матовые камушки называют «костяными», — вообще, оттенков янтаря ничуть не меньше, чем цветов в спектре. Причиной такого цветового разнообразия обычно становятся различные вкрапления, например серный колчедан или водоросли, которые придают янтарю зеленоватый оттенок. Если внутри самородка застыло множество воздушных пузырьков, он приобретает белый пенистый цвет. Некоторые минералы могут даже обеспечить янтарю особый серебристый отлив.
В наши дни во всех любимых туристами уголках польского, российского и прибалтийского побережий процветает торговля янтарем. Самородки представлены в огромном количестве, продавцы рекламируют редкостные камешки с доисторическими насекомыми внутри — и при этом с радостью отдают уникальный экземпляр за смешные деньги. Будьте осторожны: покупая янтарь на улице, а не в специализированном магазине в Светлогорске, Зеленоградске, Калининграде или Янтарном, вы рискуете вместо ценного «инклюза» получить ничего не стоящее творение прожженных фальсификаторов, которые выкачивают из туристов валюту при помощи синтетических смол и обыкновенных мух. Ну а тот, кому во время отпуска на Балтийском море посчастливилось найти самородок, должен о нем заботиться. Очищенный от непрозрачной корки из продуктов окисления, отполированный янтарь тут же начинает снова окисляться и сохнуть. Через несколько десятилетий он постепенно усыхает и сморщивается, в нем появляются трещинки. Под водой же неполированный янтарь не портится и может храниться вечно. Ученые полагают, что самородки, которые выносятся волнами на берег Балтийского моря, обязаны своим происхождением соснам и кедрам, произраставшим в субтропическом климате среди пальм и олив сорок миллионов лет тому назад.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C&stable=1
Немного истории янтарного промысла в Прибалтике
Янтарь известен человечеству с древнейших времен. «Солнечный камень» находили в руинах античных полисов и гробницах египетских фараонов. Янтарь с древнейших времен имел огромное значение для территории нынешней Калининградской области. Однако ценить этот «дар моря» местные жители научились далеко не сразу. По свидетельствам археологов, чем дальше от месторождений янтаря, тем больше «солнечного камня» встречается в захоронениях. Точно такая же зависимость касается и стоимости янтаря – чем дальше от мест добычи, тем был он дороже. Сами же пруссы обработкой главного богатства своей земли не занимались, для них он был лишь объектом торговли – причем цена, которую платили им за необработанные куски «солнечного камня» порой казалась им слишком высокой, чем вызывала у них удивление.
Впервые использоваться янтарь стал в эпоху палеолита – около 450000-12000 гг. до нашей эры. На первых стоянках первобытного человека в районе Пиренеев, а также на территории современной Австрии, Румынии и Моравии находили куски необработанного янтаря. На вопрос, как же попал «солнечный камень» в места, достаточно отдаленные от Балтийского побережья, историки дают такой ответ: считается, что древние охотники, которые уходили далеко на север, преследуя мигрирующих животных, подбирали кусочки камня как диковинку. В эпоху Мезолита (12000-4000 гг. до н.э.) появились древнейшие объемные произведения из янтаря в Северной Европе, в основном это были антропоморфные и зооморфные предметы религиозного культа. Шесть тысяч лет назад человечество вступило в эпоху Неолита. Историки считают, что именно в это время янтарь стали обрабатывать в регионе Балтийского моря. Самые часто встречающиеся изделия из «солнечного камня» - цилиндрические, круглые или овальные бусины. К крупным находкам того времени относят глиняные горшки с янтарем, которые использовались в качестве ритуальных предметов. Причем янтаря было достаточно много – в одном кладе насчитали 13 тысяч бусин общей массой 4 килограмма, в другом – 4 тысячи бусин, которые весили 8 килограммов. Янтарные бусы в эту эпоху встречаются и в захоронениях, но в меньших, чем в жертвенниках, количестве. Большая часть янтарных изделий того времени выполняла функции боевых амулетов. Куски янтаря часто встречаются и в египетских захоронениях периода ранних династий, а также в Междуречье. Однако не весь янтарь в тех находках по составу соответствует балтийскому. Египтяне окуривали гробницы янтароподобными местными смолами, также и в Междуречье находили фигурки не только из балтийского солнечного камня, но и из местных смол Ближнего Востока. Не отставала от востока и Европа – янтарные изделия находили в Англии, ну а в Древнем Риме «солнечный камень» был неоспоримым символом роскоши. Главным центром по импорту и переработке янтаря в Римской империи был город Аквилея. Особой популярностью у граждан Рима пользовались кольца, украшенные фигурками Венеры или Купидона, а чуть позже- женскими головами со сложными прическами. Украшали римляне янтарем обувь и одежду, из него делали флаконы для благовоний, сосуды для вина. А во времена императора Нерона янтарем даже украсили амфитеатр для проведения гладиаторских боев. Возрастание интереса к янтарю характерно для бронзового века: теперь его оправляли в ожерелья, и, кроме того, улучшившаяся технология позволяла сверлить более аккуратные отверстия в бусинах.
Более или менее организованная торговля янтарем возникла около 3 тысяч лет назад. Основными торговыми путями были водные. «Янтарных путей» было немало, но к основным можно отнести пять. Первый – смешанный водно-сухопутный - начинался в устье Эльбы, караваны шли до реки Везер (Германия), в районе современного Падерборна дорога поворачивала на запад и выходила к Рейну. Через Дуйсбург караваны по Рейну следовали в Базель, а оттуда по суше – до реки Роны, через которую попадали в Средиземное море. Второй брал начало в Гданьской бухте, шел по рекам Висле и Варте, через Познань и Вроцлав. Потом по Судетской области и Брно по реке Мораве, и далее по Дунаю до Вены, где янтарь грузили на сухопутный транспорт и везли на побережье Адриатического моря. Третий путь шел по Висле, Сану и Днестру и заканчивался у Черного моря, таким образом янтарь поступал на рынки Египта, Греции и южной Италии. Четвертый путь – тоже смешанный водно-сухопутный - шел из Балтики по Неману и притокам Днепра, и заканчивался у Черного моря. Этот путь получил название «из варяг в греки». Пятый путь, проложенный в конце III- начале IV века, проходил по Неве и через Днепр связывал Балтийское море с римскими колониями и Византией.
В то время технология добычи янтаря была примитивной и сводилась к простому собирательству самоцвета на берегу Балтийского моря. Янтарь по плотности равен воде или даже меньше ее, поэтому во время штормов его часто выбрасывало на берег. Как правило, добыча была невелика, однако даже новая история зафиксировала несколько крупных «янтарных бурь». Так, в 1862 году вместе с водорослями на берег выбросило около 2 тонн янтаря, а в 1914 – около 870 килограммов. В безветренную погоду использовали другой древний способ – черпание янтаря со дна моря, крупные самородки просто поднимали со дна моря сачком.
В VI веке возникает новое государство авар – Каганат, основанное на подневольном труде и транзитной торговле. Это государство предприняло попытку захватить янтарный промысел в свои руки и отправили в Пруссию небольшие вооруженные группы. Захватив мазурские янтарные прииски, они попытались замкнуть торговлю «солнечным камнем» на себя, их основным контрагентом в этом стала Византия. Культура пруссов, разумеется, пыталась исправить это положение. На рубеже VII-VIII веков в восточной части вислинской дельты, в устье реки Ногат, возник торговый пункт со смешанным населением из пруссов и выходцев с острова Готланд, под названием Трусо. Трусо успел прославиться в Балтийском регионе своими торговыми связями – с Западом по морю, с Югом и Востоком – по реке Висла. Прусский янтарь вызывал большой интерес по всей Евразии. К тому же местные купцы участвовали в транзитной торговле изделий восточноевропейских мастеров. Около 850 г. Трусо был разрушен викингами. Но из балтийской торговли уничтожение Трусо пруссов не вывело. В начале IX века новым ее центром стало поселение Кауп в юго-западной части Куршской косы. Он стал центром янтарной торговли, причем, по свидетельствам историков того времени, размер ее достиг впечатляющего размаха., в том числе Кауп имел довольно прочные торговые связи с Русью. В начале XI века расцвету Каупа пришел конец, и тоже не без участия скандинавов – датчан, которые поработили Замланд, однако их владычество не продержалось долго. По-видимому, действия датчан были направлены не на захват Самбии, а на уничтожение Каупа как торгового центра, конкурента молодого Датского королевства.
Новая страница истории янтарных промыслов в Пруссии началась с захватом этих земель Тевтонским орденом. Если до этого добыча и торговля янтарем фактически никому не принадлежала и не была монополизирована (несмотря на то, что всплеск янтарной торговли повлек за собой развитие имущественного неравенства в прусских племенах), то рыцари Ордена сразу поняли, что имеют дело с уникальным богатством. Орден тут же монополизировал добычу и торговлю янтарем, санкции за нарушение этого закона были очень жестокими. Так, в историю вошел фогт Ансельм фон Лозенберг, который издал указ о том, что каждого, кто будет уличен в незаконном «обороте» янтаря, будут вешать на первом попавшемся дереве. Такая жестокость надолго осталась в народной памяти в легенде. Верили, что призрак фон Лозенберга скитается по побережью и кричит: «Во имя бога янтарь свободен!». Другая прусская легенда говорит о том, что жестокость тевтонцев прогневала прусского морского бога Аутримпо, и море перестало отдавать людям «солнечный камень». Кроме суровых санкций за собирательство и торговлю янтарем, орден не разрешал создавать цеха по его переработке, первая янтарная мастерская появилась в Кенигсберге только в 1641 году, то есть уже после изгнания Тевтонского ордена с этой территории. Но и тогда послаблений было немного: каждый цеховой мастер и подмастерье давал клятву, что будет неотступно соблюдать все указания курфюрста, будет приобретать янтарь только у курфюрста или его арендаторов и обрабатывать только янтарь, купленный легально. Кроме того, запрещалось перепродавать необработанный янтарь.
Тевтонский орден торговлю янтарем вел самостоятельно. Торговый дом ордена заключал договоры на поставку различных товаров, но самым выгодным был сбыт янтаря. Торговый дом покупал сырье и поделки из янтаря у маршала ордена и перепродавал их значительно дороже в другие страны. Маршал, в свою очередь, имел дело с подчиненным ему правителем крепости Лохштедт. «Янтарный наместник», как его называли, периодически доставлял солнечный камень в замок. Наибольшую прибыль приносила продажа четок (в переводе с немецкого в оригинале -"розовых венков", однако, это ошибка, Rosenkranz по-немецки значит не "розовый венок", а "четки"), но торговали и необработанным самоцветом. Большая его часть в бочонках вывозилась в Любек и Брюгге и продавалась ремесленным цехам, делавшим четки. В среднем за год кенигсбергские торговые агенты торгового дома доставляли сюда по 30 бочек янтаря. Получали они за него примерно в 2,5 раза больше, чем дом платил маршалу. Кстати, любопытный факт. Ощутимый удар по янтарной торговле нанесла Реформация – на четки, весьма распространенные у католиков, шла львиная доля добытого в Пруссии «солнечного камня». Выручив деньги за янтарь и другие товары, торговые агенты покупали за границей холст, сукно, вина, рис, южные плоды, пряности, бумагу, железо и везли это в Пруссию. Часть выручки шла на содержание крепостей.
К началу XIX века в янтарной торговле наблюдается существенный спад. Собственно, в то время спад наблюдался не только в янтарной торговле, но и в экономике Восточной Пруссии вообще – в середине позапрошлого столетия доля промышленного сектора в ее экономике составляла всего 11%, в то время, как, например, в Саксонии – 28%, а в Бранденбурге – 37%. Янтарная добыча была очень скудной примерно до 60-х годов XIX века. Изменение ситуации в этой области связано с именем купца Мориса Беккера – не только бизнесмена, но и филантропа. Мориц Беккер родился в 1830 году в бедной еврейской семье в Данциге. Он получил только школьное образование, потом начал заниматься торговлей, а позднее – стал компаньоном владельца постоялого двора в Мемеле Вильгельма Штантиена. Добычей янтаря они стали заниматься вместе. Дело дало неплохие прибыли, и часть средств Беккер вложил в развитие поселка Пальмникен (ныне Янтарный). Именно благодаря ему появилась железная дорога до Фишхаузена (Приморск), водонапорная башня, кирха, парк. При нем были построены многие жилые дома.
Интерес к янтарю фирма Штантиена и Беккера впервые проявила в 1861 году. Жители рыбацкой деревушки Шварцорт (ныне Юодкранте, Литва) добывали янтарь на мелководье чисто рыбачьим способом. Мелкоячеистую сеть прикрепляли к дугообразной раме. Получалось что-то похожее на рыбацкий невод. Эту конструкцию, прикрепленную веревками к лодкам, передвигали по дну. Такой янтарный промысел был довольно удачным, и привлек внимание деловых людей. Фирма предложила правительству расчистить фарватер в Куршском заливе от Шварцорта до Мемеля. При этом, по условиям договора, весь найденный янтарь должен был поступать в распоряжение фирмы. Так маленькая рыбацкая деревушка стала первой «столицей» янтарного промысла. Однако через двадцать лет месторождения истощились, и Штантиену и Беккеру пришлось искать новые прииски. В 1881 году Штантиен и Беккер купили в Пальмникене имение у разорившегося барона Гольца и основали там прииск. Это открыло новую страницу в развитии янтарного промысла – его промышленную добычу.
В районе поселка были заложены и шахты, которым дали женские имена – «Генриетта» и «Анна». Вообще, попытки добывать янтарь шахтным способом предпринимались и раньше - еще в 1650 году в районе Пальмникена была заложена первая шахта, но сведений о ней не сохранилось. В начале XVIII века попытки такой добычи предпринимались в районе поселков Варникен (Лесное), Рантау (Заостровье), Нойкурен (Пионерский) и Лоппенен (Рыбное). Все эти попытки окончились неудачей – тогда не смогли справиться с сильным притоком подземных вод. Шахтам, заложенным Штантиеном и Беккером, тоже не было суждено проработать долго. «Генриетта» из-за малой рентабельности вскоре закрылась. «Анна» немного пережила свою товарку – ее закрыли в 1924 году по той же причине. Правда, к тому времени она уже не принадлежала фирме Штантиена и Беккера - в 1899 году «Анну» у фирмы «Штантиен и Беккер» выкупило государство, за 9 миллионов 700 тысяч марок. Шахта была 18 метров в глубину, ее трапециевидные и прямоугольные треки располагались на семь метров ниже уровня моря. Как правило, они были в самой плодородной части янтароносного слоя. Общая длина штреков составляла несколько километров.
Добыча янтаря в шахтах велась также, как и других горных пород, труд был тяжел и мало механизирован. В непромокаемой одежде и болотных сапогах, с ручными лампами, заправленными маслом, старатели вручную разрабатывали горную породу. Разработанную глину грузили на тяжелые вагонетки и вручную везли к подъемникам. Конную тягу начали применять только в начале XX века. Все работы производились в условиях подтопления штреков подземными водами, их постоянно приходилось откачивать простыми ручными насосами.
Штантиеном и Беккером был опробован и карьерный способ добычи янтаря – пока зарекомендовавший себя как самый эффектиный. Карьер «Вальтер» проработал примерно пять десятков лет, и исчерпался только уже в 70 годах ХХ века. Он был оснащен многоковшовыми экскаваторами, которые работали в двух уровнях: первые производили разработку пустой породы, вторые – загружали в вагонетки обнажившуюся глауконитовую глину. По периметру карьера проходила нагорная канава для сбора и отвода поверхностных вод. Карьер был оборудован сложными инженерными сооружениями для подъема вагонеток с янтароносной породой на поверхность. «Предок» современного «Калининградского янтарного комбината» представлял собой сложный промышленный комплекс с теплоцентралью, 60-метровыми заводскими трубами, водоохладителями, обогатительной фабрикой, складами; слесарными, столярными и кузнечными мастерскими, цехами по переработке янтаря и многими другими сооружениями. Фирме Морица Беккера янтарная промышленность приносила дохода 8 миллионов марок золотом ежегодно, до войны производительность его только росла. Добыча велась даже в годы войны – несмотря на тотальную мобилизацию, на добыче янтаря продолжали трудиться около четырех с половиной сотен мужчин, получивших освобождение от призыва на военную службу. Он был перепрофилирован немцами на военную службу и производил галантерейные товары до 1945 года.
http://www.catalogmineralov.ru/article/198.html |