Запись с телефестиваля "Песня-83".
Людмила Сенчина
Народная артистка России
Заслуженная артистка РСФСР
Заслуженная артистка Украины
Лауреат международных и Всероссийского конкурсов
Кавалер ордена «Почетный гражданин России»
О Людмиле Сенчиной Семен Альтов:
«К вопросу о роли личности в истории. Не каждый назовет руководителей государства за последние двадцать лет, даже под пытками. Сенчину знает каждый. Вывод: если руководство хочет всенародной любви, надо хотя бы уметь петь!
Людочку знают и любят везде, хотя последнее время она нечастая гостья на экране телевизора. С Сенчиной работать клипмейкером неинтересно. Ей вообще клип не нужен. Стоит и поет, а зал замирает. В красивом теле красивый звук.
Мы живем в Петербурге, который для России почти как Москва по значимости, только без денег. Отсутствие денег рождает чувство собственного достоинства. Безденежье и достоинство порождает патриотизм. Мы гордимся своим городом из последних сил. И каждая его достопримечательность дорога. Одна из них – Людмила Сенчина. Я горжусь, что живу с ней рядом на даче. И вижу эту достопримечательность в ватнике, в сапогах, среди кучи влюбленных в нее собак. К ней всегда можно зайти на огонек и непременно что-то в доме найдется, чтобы посидеть до утра.
Не бережет себя Люда, не делает ту карьеру, которую могла бы! Но карьера – это бег на конечный результат. Стиснув зубы, бежишь, не замечая того, что по дороге. А жизнь – это и есть дорога, и не замечать ее глупо. Мудрость в том, чтобы этот путь хоть местами был в радость. Что и есть в песнях и голосе Сенчиной. За что мы ее и любим. Вот она, настоящая карьера! Поздравляю нашу замечательную карьеристку, Людмилу Сенчину.»
С. Альтов
Андрей Петров:
«Обычно, когда песня написана, композитор начинает искать исполнителя (хотя бывает, конечно, что песня сразу же сочиняется для определенного певца или певицы). Если песня создавалась в народных традициях, мы обращаемся к исполнителям русских народных песен; если в традициях классической песни – мы ищем исполнителя среди признанных мастеров нашей эстрады; если в основу песни положены ритм и гармонии современных молодежных песен, - естественно, наш взгляд устремляется к молодым певцам.
Но случалось так, что в том, и в другом, и в третьем случае поиски приводили нас, композиторов, к одному и тому же имени: Людмила Сенчина. Ее артистическая натура и вокальное дарование позволяют ей с равным блеском и выразительностью петь и русские народные песни, и песенную классику, и арии из оперетт, и старинные романсы, и новые молодежные песни.
Я был свидетелем ее самых первых выступлений. Людмилу Сенчину полюбили сразу. Ее голос наполненный нежностью и теплотой, ее манера, улыбчивая, мягкая зачаровывает слушателей. Певица обезоруживает своей естественностью и непосредственностью, тонкой музыкальностью. Она навсегда завоевала сердца слушателей. Завоевывала неназойливо, мягко, изящно, но уверенно. Песни, которые поет Людмила Сенчина – это песни о любви и нежности, о мечтах, о встречах и разлуках, это песни о людях, таких же романтически красивых, как и сама певица.»
Людмила Сенчина:
Родилась на Украине в селе Кудрявцы Братского района Николаевской области. Мама – учительница, папа – культпросветработник. После окончания школы приехала с мамой в город Ленинград в конце августа, в гости к дяде, и уговаривала маму хотя бы узнать, где учатся «на артистов». Но вступительные экзамены везде уже были закончены, осталось зайти еде в музыкальное училище при Ленинградской консерватории им. Римского- Корсакова. Там заведующая вокальным отделением Мария Павловна Сошкина, концертмейстер, и педагог по вокалу Рода Львовна Зарецкая решили все-таки послушать Людмилу и сразу же предложили учиться, а вступительные экзамены сдать после начала учебного года.
А на втором курсе обучения редактор музыкальных программ Ленинградского радио Мария Владимировна Емельянова предложила Анатолию Семеновичу Бадхену , дирижеру и художественному руководителю Ленинградского концертного оркестра, присмотреться к юной певице. Буквально с первой репетиции Людмила стала неизменной солисткой этого оркестра. Не прерывая учебы, пела во всех концертах и творческих вечерах известнейших Ленинградских композиторов.
Анатолий Семенович Бадхен стал не просто учителем, но и наставником, другом, сыгравшим большую роль в жизни артистки Людмилы Сенчиной.
После окончания музыкального училища Людмила была приглашена в Ленинградский государственный театр музыкальной комедии, где сыграла и спела ведущие партии, продолжая выступать с оркестром Бадхена на крупнейших концертных площадках страны.
В 1975 году Сенчина уходит из театра и становится ведущей солисткой Ленинградского концертного оркестра.
Вот ее любимые композиторы, музыканты, поэты, со многими из них ее связывает личная дружба: А. Морозов, М. Легран, А. Петров, И. Шварц, Д. Тухманов, В. Баснер, И. Цветков, В. Гаврилин, С. Пожлаков, А. Пахмутова, М. Фрадкин, В. Соловьев-Седой, А. Колкер, Я. Дубравин, Р. Паулс, И. Азаров, Е. Крылатов, И. Тальков, В. Дмитриев, Л. Доброва.
Поэты: И. Резник, Ю. Энтин, А. Вознесенский, А. Ковалев, Б. Окуджава, Р. Лисиц, К. Рыжов, М. Матусовский, О. Фокина, Е. Долматовский, Д. Лучкин, М. Пушкина, Г. Добронравов, Н. Денисов, О. Клименкова, Л. Римициан, Р. Рождественский, И. Тальков, М. Рябинин, А. Шульгина.
Людмила Сенчина принимала участие во многих телевизионных проектах от «Артлото» до «Ты- супер стар», в сольных телевизионных бенефисах. Принимала участие в занменитом мировом совместном советско-американском турне «Дитя мира».
По словам самой певицы, к каждой своей новой песне она относится, как к подарку судьбы, подолгу «примеряет» каждую песню к себе, зато потом эти песни занимают в ее душе такое же место, как и те прекрасные песни, с которых началась ее творческая жизнь, это: «Золушка», «Камушки», «Любовь и разлука», «Лесной олень», «Белой акации гроздья душистые», «Черемуха», «Шутка», «Нежность», «Полевые цветы», «Всегда и снова», «Шербурские зонтики», «День рождения», «Час до рассвета», «Лето», «Белый танец».
С тех пор, как Людмила Сенчина впервые исполнила свою «Золушку», прошло немало лет. Сегодня она, безусловно, признанная звезда. Народ поет песни Сенчиной.
А она сама больше всего любит проводить время за городом, на даче. Соседи зовут ее «собаче-кошачья» мама. Но в основном свое время Людмила проводит в гастрольных поездках. Она дает концерты, поет любимые всеми песни, полна идей, сил и считает, что самое хорошее впереди.
http://ludmilasenchina.ru/
Романс «Любовь и разлука» Исаака Шварца на стихи Окуджавы пролежал у певицы целый год. Исаак Иосифович даже позвонил и пригласил к себе домой. Подруги стали отговаривать, ссылаясь на слухи о том, что Шварц – известный бабник. Увидев старенького композитора, Людмила засмеялась и рассказала сплетни, которые о нем ходят. «Что вы, Людочка, я способен только довести вас до рояля!»
Людмила Сенчина
ДЕРЕВЕНСКАЯ БОГИНЯ
Есть артисты, мода на которых не пройдет никогда. В сердцах слушателей они будут вне зависимости от тенденций музыкального рынка, потому что их песни давно заняли верхние строчки хит-парада народной любви. К таким артистам относится и ленинградская певица Людмила Сенчина. Она всегда была и остается очаровательнейшей женщиной, с морем обаяния, оптимизма, жизнелюбия и неподдельной женственности! Замечательная, талантливая певица с необыкновенным, хрустальным голосом, лекарство для души.
Украинка с цыганскими корнями
Будущая Золушка советской эстрады родилась на маленьком хуторке Кудрявцы Николаевской области.
Случилось это, по официальной версии, 13 января 1950 года. На самом же деле все произошло 13 декабря. К тому же Людмила моложе. Папа, которому жилось нелегко, решил позаботиться о дочке, чтобы та смогла пораньше уйти на пенсию, и прибавил пару лет.
Папа, дедушка и бабушка по папе – молдавские цыгане, а мама – украинка. Поэтому Людмила сочетает в себе огромную энергетику, предприимчивость, смекалку, выносливость, темперамент и бесшабашность. Может быть поэтому песни о нежности и любви в ее исполнении звучат по-особому, ведь цыгане – лиричный и романтичный народ.
Когда Людмиле Сенчиной исполнилось десять лет, отца – директора дома культуры – пригласили работать в Кривой Рог. За все годы школьной учебы Людмила ни разу не изменила своей привязанности – художественной самодеятельности. В многочисленных выступлениях перед криворожанами креп, мужал и гранился ее природный дар, с каждой исполненной песней приближая ее к вершинам песенного искусства и всенародного признания.
По стопам Фроси Бурлаковой
Украинские женщины поют всегда, и в радости, и в горе, поэтому Люда с песней выросла. И тогда появилась мечта петь на сцене. По репродуктору девушка услышала, что в Ленинграде проходит набор в театральное училище при консерватории имени Римского-Корсакова. Закончив десятилетку, Людмила поехала в Ленинград поступать на факультет музыкальной комедии.
Мама не хотела, чтобы дочь шла в артистки. Но мудрая женщина отговаривать не стала, а повезла поступать в августе, когда набор уже закончился. Остановились у родственников на другом конце города. Мама будущей артистки побаивалась трамваев, поэтому побрели пешком и добрались до училища к вечеру. И тут, совсем как в фильме о Фросе Бурлаковой, столкнулись на выходе с педагогом по вокалу и главным концертмейстером. Людмила спела серенаду Шуберта, и ей разрешили сдать экзамены позже.
«Хоть поверьте, хоть проверьте»
Нельзя сказать, что учеба давалась легко, но природная настойчивость в достижении цели, постоянная работа над собой привели Людмилу в большое искусство, и ее как лучшую ученицу оставили работать в Ленинграде, в театре музыкальной комедии, ставшем для бывшей криворожанки настоящей альма-матер. Работая в театре, Сенчина сыграла множество ролей как в классических, так и в пьесах советских композиторов, но с приходом нового режиссера взаимопонимание было утеряно, и Людмиле пришлось уйти на эстраду. Она участвовала в концертах знаменитых композиторов. Нельзя забывать, что в то время звездный небосклон советской эстрады был украшен такими именами, как Эдуард Хиль и Эдита Пьеха. И хотя Людмиле приходилось исполнять песни мэтров, исключенных ими из своих репертуаров, заслуженный успех все-таки пришел. После песни «Чудо-кони» Людмилу заметили. Однако настоящий успех пришел к Сенчиной вместе с песней «Золушка», ставшей ее визитной карточкой, принесшей не только любовь народа, но и самую что ни на есть земную любовь.
Кстати, «Золушку» она петь ни в какую не хотела, потому что была юной и стремилась петь серьезные песни про большую любовь. Анатолий Бадхен (наставник и дирижер оркестра, в котором Людмила работала) буквально из-под палки заставил ее спеть. Сказал: «Людочка, ты исполнишь эту песню, и вся твоя жизнь изменится». Так и случилось. Наверное, секрет этой песни в том, что она каждой девушке дает надежду на хрустальный башмачок, а каждому юноше – на встречу со своей принцессой.
Многие произведения стали визитной карточкой певицы: романс из телефильма «Дни Турбиных» «Целую ночь соловей нам насвистывал…», «Полынь», «Добрая сказка».
Тайны «хрустальных башмачков»
Талант Сенчиной не был обойден и советскими кинематографистами. Заслуженную славу ей принесли фильмы: «Шельменко-денщик», «Волшебная сила искусства».
А в 1977 году на экраны СССР вышел фильм «Вооружен и очень опасен», сразу же оказавшийся в лидерах проката. Успех объяснялся не только лихо закрученным сюжетом и песнями Высоцкого, но и эротической сценой с участием Людмилы Сенчиной. Мужчины шли на фильм исключительно ради того, чтобы посмотреть на красавицу Людмилу, снявшуюся в более чем откровенной по советским меркам сцене. Обнажив в кадре грудь, певица сразу же попала в разряд секс-символов советского кинематографа. Как выяснилось, знаменитая сцена была снята совершенно случайно. Сценарий обнажения не предусматривал. Все должно было быть гораздо целомудреннее. А виноват в случившемся партнер Сенчиной по фильму Леонид Броневой, который случайно дернул за бретельку, а камера продолжала снимать. Режиссер решил оставить кадр.
Этого невинного эпизода вполне хватило для грандиозного скандала – пока мужская часть населения любовалась, жены завалили ЦК КПСС письмами с требованием наказать «распутницу»: «В то время как в Гондурасе голодают дети, Сенчина соблазняет наших мужей и сыновей!»
Три мужа
Еще больше славы прибавила певице и ее бурная личная жизнь. Сенчина была замужем трижды. Первый раз – за солистом питерской оперетты Вячеславом Тимошиным. Их сын после развода остался жить с отцом, учился на филфаке Ленинградского университета, играл в рок-командах, перебрался в Бостон и занялся переводческим бизнесом.
Вторым мужчиной, с которым Сенчина связала судьбу, стал лидер рок-группы «Цветы» и внук Анастаса Микояна Стас Намин. Они познакомились на Олимпийских играх в Москве. Сыграв свадьбу, 10 лет прожили в разных городах: она – в Ленинграде, он – в столице. Любви это не помешало. Сенчина до сих пор носит подаренное Наминым обручальное кольцо с гравировкой «Я тебя люблю», а Стас отзывается о бывшей супруге глубоко уважительно.
После второго развода Сенчина исчезла с эстрады и 6 лет жила одна. Ее третий муж – директор и продюсер Владимир Андреев. С ним, как утверждает певица, она чувствует себя «как у Христа за пазухой».
Но еще больше страна обсуждала романы Людмилы Сенчиной – настоящие и мнимые. Ей приписывали связь с Игорем Тальковым, Иосифом Кобзоном и другими известными персонами. Но певица говорит, что все ее романы были серьезными и заканчивались свадьбой, а дальше судите сами…
P. S.
В последние годы Людмилу Сенчину редко можно увидеть по телевизору или услышать по радио, она меньше занимается концертной деятельностью, но музыку не оставила: участвует в творческих вечерах известных композиторов, ездит на фестивали и конкурсы. Почти 40 лет на эстраде удается выдержать не многим, тем более пройти этот путь достойно, не расплескав себя и сохранив удивительную чистоту голоса. Людмила Сенчина среди этих немногих.
ФАКТЫ
В сельском клубе она впервые увидела «Шербургские зонтики» с Катрин Денев. Музыка Мишеля Леграна совершенно очаровала девушку. Могла ли она тогда подумать, что когда-то будет петь с Леграном! Великий француз увидел молодую певицу на одном из концертов в Москве и пригласил ее спеть вместе. На студии «Мелодия» они записали диск с музыкой из «Шербургских зонтиков».
http://vmiremusiki.ru/lyudmila-senchina.html |