В Подпорожском районе начался ремонт одной из самых древних церквей в Ленинградской области. Год постройки двух храмов в деревне Согинцы - 1696-й. За триста с лишним лет памятники деревянного зодчества прогнили почти насквозь. За спасение одной из церквей взялись волонтеры и благотворители
TV100
Началась реставрация церкви во имя святителя Николая Чудотворца
Год основания - 1696. В деревне Согиницы Подпорожского района реставраторы начали восстанавливать уникальный ансамбль деревянного зодчества - церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
В советское время там был деревенский клуб, местные смотрели кино. Верующим храм вернули только в начале 90-х. Пять реставраторов сейчас аккуратно снимают ветхий пол, его заменят деревом той же породы, из которой храм мастерили в XVII веке.
Согиницы. Здесь всего одна улица. Здесь нет мобильной связи. Нет магазина - автолавка приезжает лишь дважды в неделю. Кажется, что и людей здесь нет. Заблуждение. Не торопясь, впрочем, куда в Согиницах торопиться, к храму идет Людмила Николаевна. Просит называть ее бабой Люсей. Староста деревни с населением три человека, по совместительству, и сторож уникального ансамбля деревянного зодчества. Он, если верить табличке, старше Петербурга на 7 лет.
Она привыкла к редким туристам, и, кажется, на все вопросы у нее заготовлены ответы. Баба Люся говорит, что не разбирается в иконах. Но сразу же поправляется - к вере этот пробел в знаниях для не имеет отношения.
Холодное просторное помещение, Никольский храм, в советское время превратили в склад. Лишь в начале 90-х святыню вернули верующим. В малую Ильинскую церковь, вторую часть архитектурного ансамбля, ведет узкая тропинка. Жизнь этого храма тоже оборвалась в 30-е, когда иконостас разменяли на киноустановку.
Людмила Михальчук, староста деревни Согиницы Подпорожского района Ленинградской области:
«Полно народу было. По шесть скамеек стояло так от стенки до стенки. Даже мест не хватало, когда кино».
Без респиратора внутри дышать почти невозможно. Пять реставраторов аккуратно снимают напольное покрытие. Вернее, то, что от него осталось. Работа, по-своему, археологическая. Многочисленные ремонты и перестройки - в далеком прошлом. И ветхие деревянные пласты как свидетели разных исторических эпох.
Александр Юрташкин, реставратор:
"Деревянные конструкции прогнили почти полностью. Сейчас будет демонтироваться и выстраиваться по-новому. После чего, думаем, к весне уже будут службы здесь. Крыша очень сильно прогнила, стены. Все течет. Давно ничего здесь не делали, поэтому мы здесь".
Свежую древесину пропитают специальными добавками, она позволит уберечь материал от гниения. Затем реставраторы возьмутся за Никольский храм. Следы разрушения и снаружи видны невооруженным глазом, но даже такой, не самый презентабельный облик церкви, придает ей особое очарование.
Ансамбль храмов дополняет колокольня. Сохранилась она едва ли не лучше остальных строений. По крайней мере, подъем наверх по деревянной лестнице страха не вызывает. Не хватает здесь только одного - колоколов. Их привозят из Петербурга раз в год. Только на время службы. Она проходит 22 мая, когда православные вспоминают Николая Чудотворца - святого, в честь которого названа главная согиницкая достопримечательность. Только в этот день в деревне можно увидеть, например, двухъярусный автобус. В остальные - даже ПАЗики объезжают деревню стороной. Лишь автолавка приезжает дважды в неделю.